Особенности саянского альпинизма - 2. Водопадные маршруты или большие возможности малых гор.

3a_2016 

В статье поднимается проблема развития альпинизма в направлении освоения маршрутов по водопадному льду на примере учебных маршрутов в Восточных Саянах. Рассматриваются общие понятия, предпосылки и примеры первых маршрутов.

 

 

Введение.

По условиям формирования в горах выделяют три вида льда: альпийский (глетчерный) лед, натечный лед и водопадный лед, они отличаются друг от друга условиями формирования.

Альпийский лед (AI) формируется за счет выпадения осадков и последующего процесса фирнования снега под воздействием внешних факторов. В общем случае, процесс накопления льда может идти круглый год.

Натечный лед возникает на скалах в результате таяния, стекания и замерзания воды (снега) при суточных, или даже часовых знакопеременных колебаниях температуры, минуя фазу фирнования. Натечный лед можно встретить как на ледовых маршрутах высоко в горах, так и в предгорье наряду с водопадным льдом.

Водопадный лед (WI) обычно имеет устойчивый источник питания (незамерзающие талые воды, подземные источники) и характеризуется ярко выраженной сезонностью (образуется зимой), встречается от предгорья до границы леса, и не пересекается с альпийским льдом. Лед формируется при наступлении холодов по руслам горных ручьев, образуя ярковыраженные мощные наледи (в зависимости от дебита воды и русла ручья), а накопление льда может идти в течение всего сезона устойчивых отрицательных температур.

В Восточном Саяне для обозначения наледей на горных ручьях иркутским альпинистом МС по альпинизму Андреем Евгеньевичем Афанасьевым был предложен термин ледотоки, который закрепился в лексиконе иркутских альпинистов, как минимум с первых ледовых альпинистских соревнований 2007 г. [1]

Термин "ледоток" был вынужденно предложен вместо слова "ледопад", употребляемого классическими альпинистами для определения замерзшей вертикальной воды, по аналогии с глетчерами, но ледопад - это форма глетчерных льдов, а не замерзшей воды, и имеет другой генезис. В связи с этим маршруты по водопадному льду (по замерзшей воде) Андрей Афанасьев предлагает называть ледяными, а по глетчеру - ледовыми.

 

Ледолазание и учебный альпинизм.

Ледолазание отделилось от альпинизма вслед за скалолазанием. Об истории развития ледолазания в России можно прочитать здесь [2]. По мнению МС по альпинизму председателя комитета по ледолазанию ФАиС г. Москвы Павла Добринского в его недавнем онлайн-интервью [3] (смотреть с 26 мин) в России более-менее сносный водопадный лед можно найти разве что в Осетии или на плато Путорана.

Конечно, если смотреть на водопадный лед с точки зрения профессиональных спортсменов ледолазов, то 70-80 град. каскады не представляют интереса ни для тренировок, ни для фана.

Для альпинистов же водопадный лед представляет собой форму горного рельефа, а значит, заслуживает внимания быть изученным и освоенным. Собственно здесь мы и подошли к вопросу: «При чем здесь учебный альпинизм?».

Современные методические требования в последней редакции Правил Альпинизма [4]  (от 10 дек 2018 г.) звучат так:

5.8. К зачету на 3 спортивный разряд маршрут 2Б категории сложности обязательно должен быть комбинированным (к) или ледово-снежным (лс).

5.9. К зачету на 2 спортивный разряд один из маршрутов 3Б категории сложности обязательно должен быть комбинированным (к) или ледово-снежным (лс).

Нетрудно догадаться, что раньше эти пункты отсутствовали, но необходимость их включения продиктована стремлением к повышению безопасности на фоне быстрого роста клеточных разрядников. Теперь в Правилах явным образом закреплены обязательные требования прохождения участниками комбинированных или ледово-снежных маршрутов на разряд.

Проблема гармоничного развития альпинистов (не только скальная подготовка) в наших домашних Восточных Саянах всегда стояла особо остро; с одной стороны, ввиду крайне малой площади остаточного оледенения, локально расположенного в районе массива горы Мунку-Сардык, а с другой стороны, неумолимого ускорения таяния этих самых ледников. Масштабы отступления ледника неутешительны, фактически на глазах, за последние 5 лет перестали существовать знаковые для местных альпинистов ледовые маршруты на Мунку-Сардык с Севера 1Б и 2А к.т.

2020 lecture ice climbing 022

Состояние северных склонов и ледника под вершиной г. Мунку-Сардык, по отчетам за 1983 г.

2020 lecture ice climbing 2020

Текущее состояние северных склонов и ледника под вершиной г. Мунку-Сардык на начало мая 2019 г.

 

В поисках выхода из сложившихся обстоятельств наши взгляды обратились к более доступному сезонному водопадному льду, который пользуется популярностью у иркутских альпинистов в качестве тренировочного полигона. Так в 2015 г. появился первый альпинистский маршрут по водопадному льду на пик Любви [5].

 

Первый саянский водопадный маршрут.

Весной 2015 г. иркутский альпинист КМС по альпинизму инструктор 3 кат. Сергей Войличенко (погиб на пике Победы в 2019 г.) рассказал мне о своих планах сделать альпинистский маршрут по одному из ледотоков в ущелье реки Кынгырга и предложил заняться вопросами классификации маршрута. До этого он уже дважды успешно совершил планируемое восхождение с двумя разными группами в рамках мартовских сборов в 2014 г. и 2015 г., но так и не подал маршрут на классификацию. В декабре того же 2015 г. мы в составе 4-х человек совершили восхождение и подали его в классификационную комиссию (КК) ФАР с итоговой категорией трудности 2Б зимой.

 

tex1 2bz love

Техническая фотография основной части маршрута по водопадному льду ЮЗ ребра на п. Любви 2Бз к.т. [5].

 

При составлении отчета мы столкнулись с тем, что объективно оценить маршрут в рамках существующих критериев оценки сложности альпинистских маршрутов весьма трудно, поскольку:

во-первых, оценивать водопадный маршрут с точки зрения маршрутов по глетчерному льду нельзя, в альпинизме оценки строятся на аналогии и здесь мы долго не могли подобрать адекватное сравнение из нашего опыта.

во-вторых, также некорректно оценивать маршрут с точки зрения скал, поскольку для восхождения по льду используется ледовый инструмент и кошки, а значит, продвижение вперед больше зависит от специальной физической подготовки участника, а не от навыков скалолазания.

Анализ учебных (1Б-3Б) ледовых и комбинированных маршрутов в классификаторе маршрутов на горные вершины (КМГВ) не дал результатов в подборе аналогии для оценки сложности. Весьма вероятно мы были первыми, кто попытался классифицировать альпинистский маршрут по водопадному льду в существующей системе, во всяком случае, опровержение этому заявлению пока найти не удалось.

Поскольку единственным смыслом классификации водопадных маршрутов невысокой категории трудности является возможность учебных восхождений с целью получения опыта работы на рельефе, наш маршрут был классифицирован КК ФАР как 2Бз, чему мы были рады и благодарны комиссии за поддержку нашей идеи. На крыльях успеха уже через месяц в январе 2016 г. мы выехали в перспективный район Ехэ-Нуга для совершения первовосхождения по одной из девяти заранее намеченных ниток [6].

Выбранный ледоток после восхождения был оценен нами как 3Аз, но КК ФАР классифицировала его «для группы». В следующий раз за первовосхождением в этот район мы вернулись в январе 2020 года, и классифицировали новый маршрут как 2Бз [7].

 

Видео отчет о первовосхождении на Заречную Северную в январе 2020 г. по маршруту 2Бз [7].

 

Наша идея нашла поддержку в лице альпинистов Улан-Удэ, совершивших в 2018 году два первопрохода по водопадному льду в ущелье Алла Баргузинского хребта [8]Маршруты были приняты и классифицированы КК ФАР как 2Бз и 3Бз [9] [10].

 

Обсуждение

Как правило, итоговая оценка категории трудности маршрута есть смесь субъективных впечатлений в сочетании с субъективными же оценками параметров технически сложных участков. Попытки стандартизации маршрутов, т.е. предания категории трудности маршрута общих свойств,  например, 

2Б: Элементы II+ и III лазанья на многоверёвочном маршруте [11] 

или так:

К маршрутам 2Б к.т. относятся маршруты и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 500 до 6000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 550 м, средняя крутизна — 15—30°. Маршруты в основном состоят из участков 0 — очень легкой и I — легкой трудности, но должны включать участки II — простой трудности: скальные — не менее 15—30 м и более или снежно-ледовые — не менее 80—100 м и более, либо иметь несколько коротких участков III — средней трудности: скальных — по 3—10 м или снежно-ледовых — по 20—50 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 2А к.т., и неограниченное количество маршрутов 1Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — от 2 до 5—8 часов. Требуется, хотя и не всегда, крючьевая страховка (1-3 крюка) [12] 

по большому счету терпят неудачу на практике. В рекомендациях по классификации маршрутов от КК ФАР, указанных в Правилах, подобные ограничительные рамки не вводятся, что, в принципе, служит некоторой степенью свободы.

С другой стороны, в Компетенциях альпиниста [13] от ФАР в явном виде оговариваются только требования к умению альпиниста передвигаться по скальным участкам, например, для НП2 «Уверенно и надежно передвигаться по скальному рельефу 1 – 2 категорий сложности в связках и первым в связке на отдельных участках 3 категории сложности», а к ледовому рельефу же применяется расплывчатое понятие средней крутизны «передвигаться в кошках по ледовому рельефу средней крутизны с организацией страховки» для НП1 и НП2, либо сразу «преодолевать различные формы снежного и ледового рельефа в связке» для СП1.

Однако, если средний участник на скальных занятиях лезет участок 3-4 кат. сл. (требуемая категория сложности на маршрутах 2Б к.т. согласно компетенциям), маловероятно, что этот ж участник сможет преодолеть лазанием каскады крутизной 70-80 град., слагающие основную часть маршрута 2Б к.т. по водопадному льду. Во всяком случае, потребуется предварительный цикл подготовительных занятий на аналогичном рельефе. В отношении глетчерных маршрутов обратное утверждение может быть не так очевидно. Можно утверждать, что, если участник способен лидировать водопадный маршрут второй категории, то лидирование на глетчерном маршруте даже на категорию выше для такого участника не составит труда. Действительно, сложность отдельных коротких участков на водопадном льду 2 к.т. будет соответствовать сложности отдельных участков для комбинированных маршрутов 4-6 к.т., конечно, в первую очередь по крутизне, а не по психологии. Даже на вертикалях замерзших водопадов психология совсем не та, что на ледовых маршрутах в снежных высоких горах, где давят и объёмы пропасти и страх лавин, камнепадов и ледовых обвалов и протяжённость самих льдов.

Нужно заметить, что никто не говорит о том, что участники, прошедшие двоечные водопадные маршруты, могут бросаться в бой в высоких горах на альпийский лед. Можно говорим лишь о том, что, возможно, при прочих равных, эти участники будут иметь запас физической и моральной прочности перед другими участниками, поскольку специальная физическая подготовка оказывает на это большое влияние.

3А Дружба 2019

Максим Бернгард на ключе маршрута 3Аз к.т. по водопадному льду на Дружбу февраль 2019 г.

 

4Б Байчечекей 2020

Максим Бернгард на ключе маршрута 4Б к.т. по натечном льду на Байчечекей январь 2020 г.

  

Заключение

Восточный Саян принято считать малыми горами наравне с другими горами Восточной Сибири, Урала и Крыма. Толчком к развитию иркутского альпинизма послужили обращения Иркутской федерации альпинизма во Всесоюзную федерацию с предложением считать Восточный Саян альпинистским районом [14].

В августе 1969 г. с инспекторской поездкой приехали известнейшие альпинисты под руководством Виталия Абалакова для оценки района и потенциала маршрутов. По результатам этой поездки Виталий Абалаков опубликовал всем известную статью «Большие возможности малых гор» в сборнике «Побежденные вершины №12, 1968-1969».

Восточный Саян – это практичный учебный полигон с большим числом маршрутов начального уровня, но с серьезным перекосом в сторону скальных маршрутов. И раз так сложилось, что саянские маршруты сложнее других, хотя и короче, то пусть ледяные маршруты тоже будут существенными. И это наша школа. 

 

routs2

Сравнительная статистика числа альпинистских маршрутов в Восточных Саянах (Тункинские Гольцы и р-он г. Мунку-Сардык) и маршрутов в Крыму по данным КМГВ на 2018 г.

 

Кроме Кавказа и Алтая с их глетчерными маршрутами, есть Урал, бесчисленное количество хребтов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Наверняка в каждом горном районе страны можно найти  водопадный лед, но, возможно, не всегда он сможет быть пригоден для прокладывания альпинистского маршрута. Так что среди прочих малых гор, в частности, хребет Тункинские Гольцы (Восточный Саян), в силу своего геологического строения, географического положения и микроклимата обладает благоприятными условиями для существования ледотоков с логичным выходом на вершину. В этом плане Восточный Саян являются уникальным местом, что и подчеркивает тезис в заголовке статьи «большие возможности малых гор».

В заключение хочется поблагодарить компетентных альпинистов, публикующих в свободном доступе полезные материалы, отчеты, обзорные статьи, позволяющие иметь представление о современных тенденциях многогранного альпинизма. В 2015 г., при подготовке отчета о первом водопадном маршруте, весьма полезными оказались публикации, например, «Сводная таблица категории сложности» [15], «Хрустальный пик-2015.  Узбекистан. 5Б» [16].

Особо стоит отметить, что сейчас можно найти много качественного материала по водопадному льду на русском языке, например, благодаря усилиям Кирилла Белоцерковского: «Категории трудности: лед» https://alplager.kz/ice-grades/, «Вилл Гадд про срывы на льду» https://alplager.kz/falling-on-ice/ и другие статьи.

 

Послесловие

Особо пытливый читатель наверняка отметит возможную схожесть данной статьи со статьей "Особенности альпинизма в Крыму и других Малых горах". Прошу заметить, что любые кажущиеся совпадения случайны и не преднамеренны. Несомненно, обе статьи объединяет вопрос учебного альпинизма и безопасности в малых горах, но преследуют они разные цели и задачи.

 

 

 

Источники.

[1] http://mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1791

[2] https://pioner72.ru/uploads/ckeditor/attachments/1339/Sportivnoe_ledolazanie.pdf

[3]  https://youtu.be/9QTer13stRQ?t=1570

[4] https://www.minsport.gov.ru/2018/Pravila-Alpinizm-ot11122018.doc

[5] https://www.alpfederation.ru/mountainroute/6205/

[6] http://isalp.ru/index.php/obnovleniya-sajta/novie-materialy/83-dokumenty-sektsii/172-ledovyjfotootchet

[7] https://www.alpfederation.ru/mountainroute/7621/

[8] https://risk.ru/blog/214243

[9] https://www.alpfederation.ru/mountainroute/7595/

[10] https://www.alpfederation.ru/mountainroute/7596/

[11] https://risk.ru/blog/3816

[12] https://vk.cc/awUHPD

[13] https://www.alpfederation.ru/documents/172/download

[14] https://risk.ru/blog/210609

[15] https://risk.ru/blog/206461

Комментарии   

Дмитрий Жданов
#1 Дмитрий Жданов 15.07.2020 21:47
Копия статьи на риске risk.ru/blog/218400
Дмитрий Жданов
#2 Дмитрий Жданов 17.07.2020 17:06
Статью Виталия Абалакова "Большие возможности малых гор" можно прочитать здесь isalp.ru/index.php/obnovleniya-sajta/novie-materialy/84-poleznye-materialy/248-abalakov-malye-gory
Дмитрий Жданов
#3 Дмитрий Жданов 12.04.2021 08:19
Ледники России на карте sites.google.com/view/glaciersrussia/

У Вас недостаточно прав чтобы оставить комментарий

Рейтинг@Mail.ru